Принципы деятельности

Филимонова О. Г.

кандидат психологических наук,

руководитель районного методического объединения психологов ОУ

Сергиево-Посадского района

Основные направления работы практических психологов общеобразовательных учреждений Сергиева Посада

Школьный психолог становится участником целенаправленного педагогического процесса, в котором взаимодействуют администрация, учителя, классные руководители, социальные работники, педагоги дополнительного образования, коррекционные педагоги и родители учащихся. Поэтому работа школьного психолога определяется не только теми направлениями, которые выделены как основные в его должностных обязанностях, но и характером организации этого взаимодействия.

Работа районного методического объединения психологов отличается стабильностью и высоким профессиональным интересом его участников. Можно отметить, что почти все психологи имеют настрой на взаимодействие, высокую профессиональную мотивацию, заинтересованы в личностном и профессиональном росте. Профессиональное сообщество выполняет несколько очень важных функций (и это особенно нужно для психологов, так как учителя могут взаимодействовать на уровне ОУ, а психолог обычно в школе один): профессиональный рост; взаимная поддержка; профессиональное консультирование; обмен информацией; защита от профессионального сгорания.

Работа РМО проводится по нескольким направлениям: обучение молодых психологов; консультирование школьных психологов по профессиональным вопросам; аттестация; тематические выступления на заседаниях РМО; организация взаимодействия с психологическими службами города; повышение квалификации; организация практики студентов; профессиональный обмен опытом; просветительская деятельность.

Социальный заказ, формулируемый для школьных психологов, включает в себя широкий диапазон конкретных задач сопровождения личностного роста не только учащихся, но и педагогов, родителей – взрослых, их окружающих. Педагогическая практика ставит перед ними задачи исследовательского характера, касающиеся изучения условий формирования личности в процессе образования. Психологи в составе административного совета школ участвуют в планировании работы на основе выявления проблемных зон, приоритетных направлений развития образовательного учреждения, анализа первоочередных воспитательных и развивающих задач. В этих целях практические психологи используют разнообразные методы исследования ценностных ориентаций, направленности, творческих способностей, динамики учебной мотивации, роста самосознания и других показателей личностного развития учащихся, проводят мониторинги учебной нагрузки, сравнение эффективности обучения по различным учебным программам, психологический анализ уроков, вариативных форм и методов преподавания. В арсенале школьных психологов накапливается опыт психологической помощи при подготовке и проведении праздников, вечеров, событий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах.

Наполняется новым содержанием и психологическая работа с педагогическим коллективом школ. Личностно ориентированный подход к образованию, стремительное внедрение новых образовательных технологий, активных методов преподавания требует от учителей психологических знаний о закономерностях развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, о структуре взаимоотношений в обучаемых группах, о способах формирования познавательной мотивации, творческой активности. Развивающее образование должно создать условия для того, чтобы психическое развитие ребенка  изначально  разворачивалось как процесс саморазвития. Именно эти новые проблемы приходится решать учителям, подготовка которых в педагогических вузах не предусматривала обучения взаимодействию с учащимися, так как это относительно новый аспект, как педагогики, так и психологии. Учителям не хватает практических навыков организации продуктивного взаимодействия с учащимися на уроке и вне его, управления возникающими постоянно учебно-воспитательными ситуациями.

Необходимо отметить, что с появлением в школах должности психолога постепенно изменилось представление учителей о психологии: они стремятся использовать психологические знания и данные в своей работе, изменилось отношение к самодиагностике, повысилось доверие к психологической информации. Поэтому, кроме ставшего уже традиционным в психолого-педагогической практике исследования стиля деятельности учителя в целях его оптимизации, психологи района активно осваивают опыт коррекционно-развивающей работы с преподавателями [8, 16]. В результате проведения тренинговых занятий учителя приобретают устойчивые и отработанные навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях, что повышает их уверенность в себе, удовлетворенность работой, развивает способность к рефлексии своей деятельности. Все это в комплексе стимулирует творческое развитие всего педагогического коллектива. Проблемой остается дефицит свободного времени, которое можно было бы использовать для проведения регулярных занятий с учителями.

В своей работе с учащимися, которая по-прежнему остается основной, психологи района используют самые новые методики, постоянно повышая свою квалификацию, расширяя диапазон используемых приемов. Диагностика личностных особенностей и уровня развития познавательной сферы учащихся осуществляется при условии неукоснительного соблюдения профессиональной этики. Предметом особого внимания является объем и содержание информации, которая выдается в виде заключения и рекомендаций участникам педагогического процесса. Эти вопросы постоянно затрагиваются районным методическим объединением на заседаниях.

Психопрофилактическая работа проводится регулярно в период адаптации учащихся к новым условиям обучения при поступлении в школу, переходе из начального звена в среднее, в старшей школе. Психологами района разработаны и опубликованы собственные методические разработки по проведению комплексных диагностических обследований на готовность к обучению в начальной и средней школах, в которых представлен не только диагностический материал, но и порядок проведения обследования, рекомендации по интерпретации и использованию его результатов [3, 15, 18, 19].

Особенно важно отметить в масштабах района накопление опыта коррекционно-развивающей работы с разными группами учащихся. Проблема неуспешности в практической психологии имеет обширную область распространения. Неуспеваемость ребенка рассматривается как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов. Из всех личностных характеристик детей с пониженной обучаемостью следует обратить внимание прежде всего на тревожность и неадекватность самооценки, связанные с неуспешностью в различных видах деятельности (игровой, познавательной, учебной, общения). Вследствие школьных неудач у детей развивается состояние выученной беспомощности. Поэтому при работе с неуспевающими школьниками школьные психологи обращают особое внимание на его коррекцию, в основе которой лежит переживание успеха, создание ситуации успешности, обеспечение поддержки при выполнении различного рода заданий и формирование большей осознанности связи реальных успехов-неуспехов с представлением о своих возможностях.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися проводится по следующим направлениям: формирование коммуникативных навыков и повышение адаптивности для детей, имеющих трудности в общении со сверстниками и взрослыми, конфликтных и неадекватных в поведении [4, 7, 12]; тренинг уверенности в себе для детей с неадекватной самооценкой; занятия по формированию навыков самоорганизации и развитию познавательных способностей для детей, имеющих трудности в обучении; коррекция эмоциональной сферы и формирование произвольных форм поведения для расторможенных и несамостоятельных учащихся [9, 15].

Отдельным направлением в последнее время выделяется поиск форм и методов работы с одаренными детьми как с особой категорией учащихся. На заседаниях РМО уже второй год происходит предзащита самостоятельных творческих работ учащихся Сергиево-Посадской гимназии по психологии, которые создаются в рамках гимназического конкурса им. П.А.Флоренского [21]. Был опыт представления исследовательской работы по психологии на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся им. Вернадского. Но пока в этой области опыта психологами района накоплено недостаточно, поэтому указанное направление выделяется как перспективное.

Интересно отметить и развивающие методы в работе с учащимися, которые затрагивают такие аспекты формирования личности, как личностный рост, развитие творчества как уникальной способности, как особого способа отношения к миру, саморегуляцию состояния, повышение тонуса и резервных возможностей организма и т. п. [9, 20,22].

В некоторых школах психология выделена в качестве самостоятельного учебного предмета, направленного на самопознание. Разрабатываются, проходят экспертизу и апробируются программы элективных курсов по психологии. В программу обучения входят формирование навыков самоорганизации, основы взаимоотношений, подготовка к семейной жизни, основы профессионального самоопределения и др.

Предметом анализа на Районных методических объединениях психологов для нас в настоящий момент является изучение приемов консультативной работы с клиентами, в качестве которых могут выступать старшеклассники, родители, учителя. Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практи­ке консультирования – это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

Отдельно следует сказать о работе с родителями, которая осуществляется в рамках консультирования и просветительской деятельности. Проблемы взаимодействия школы с семьей не могут не волновать педагогический коллектив. Основная задача работы с родителями – включение их в педагогический процесс. Для этого необходимо: формирование активной педагогической позиции родителей; повышение уровня их психологической грамотности; участие родителей в воспитательном процессе и в управлении школой. В каждом из этих направлений есть поле деятельности для психолога, но, выполняя свою работу в индивидуальной или групповой, лекционной или активной форме специалист не должен забывать о профессиональной этике, так как семейные отношения – это область относительно нового направления практической психологии, психологии семьи. Поэтому психолог может взаимодействовать при необходимости с социальными службами, обращаться в консультационные городские службы и т.п.

Еще одно направление деятельности психологов района, которое осуществляется в тесном контакте с социальными педагогами, психологами муниципального центра «Семья», другими психологическими службами – формирование здорового образа жизни. В школах проводятся марафоны профилактики наркомании и алкоголизма, программы которых неоднократно обсуждались, проверялись на эффективность и отрабатывались в тесном взаимодействии заинтересованных специалистов. Осенью 2005 года в районе была проведена большая исследовательская работа по изучению отношения подростков к употреблению ПАВ. Итоги этого исследования были озвучены на районном научно-практическом семинаре по формированию здорового образа жизни, легли в основу разработки рекомендаций для специалистов различных уровней.

Школьные психологи руководят практикой студентов психологических факультетов СПГИ, филиала Московского Государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, в рамках курсовых и дипломных работ проводятся интересные психологические исследования, тематика которых затрагивает проблемы тревожности, мотивации, самооценки, конфликтности, познавательных и творческих способностей учащихся.

Важным направлением повышения квалификации психологов становится аттестация, которая традиционно проводилась в форме собеседования и посещения открытых занятий. Оправдывает себя форма представления своей работы на заседании РМО «Визитная карточка». Все чаще при представлении работы используются видеоматериалы, компьютерные технологии. Психологи района активно проводят занятия с учителями на разных уровнях, взаимодействуют с городскими социальными службами, участковыми психоневрологами, школьными дефектологами, логопедами, которые приглашаются на семинары для обсуждения стратегий сотрудничества.

В новом учебном году перед районным методическим объединением ставятся следующие задачи: углубление профессионального взаимодействия в рамках профессионального сообщества, расширение форм обмена опытом; повышение эффективности подготовки психологов к прохождению аттестации; накопление банка методик в печатном и электронном виде; организация взаимодействия с другими специалистами и службами; обновление сайта и его использование в работе психологической службы в образовании Сергиево-Посадского района.

Надеемся, что наше профессиональное взаимодействие будет развиваться в сторону диалогичности и конструктивности.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. –М., 1993.

  2. Асмолов А. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции // Развитие личности –1999. –№1.

  3. Борисова Е.М., Арсланьян В.П. Тест умственного развития младшего школьника. –М.,1997.

  4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. –Киев, 1994.

  5. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. –М., 1989.

  6. Казанский О.А. Игры в самих себя. –М., 1995.

  7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг “Навыки конструктивного взаимодействия с подростками”. –М., 1997.

  8. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». –М., 1997.

  9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. –М.,1999.

  10. Леви В. Нестандартный ребенок. –М., 1989.

  11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М., 1996.

  12. Подросток на перекрестке эпох /Под ред.С.В. Кривцовой –М.,1997.

  13. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной –М., 1994.

  14. Рудняньский А. Как учиться? –М., 1989.

  15. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Методика диагностики и коррекции произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. — М., 1999.

  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Психокоррекционные программы. –М., 1993.

  17. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. –М., 1988.

  18. Филимонова О.Г. Комплексная программа диагностики готовности к школьному обучению. – Сергиев Посад, 1999.

  19. Филимонова О.Г. Комплексная программа диагностики готовности к обучению в средней школе. – Сергиев Посад, 1999.

  20. Филимонова О.Г. Проблема выбора в контексте профессионального самоопределения старшеклассников // Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления. Сборник материалов открытой областной научно-практической конференции 4-5 февраля 2004г. –Сергиев Посад, 2004, с.206-211.

  21. Филимонова О.Г. Самостоятельная творческая работа гимназистов в образовательном пространстве гимназии: ожидания и реальность // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под ред.А.С. Обухова –М.: НИИ школьных технологий, 2006. – с.78-83.

  22. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. –М., 1997.